Организация обучения в сестринском деле, приемы и методы обучения, содержание обучения

  1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
  2. Максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.

СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки

медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ:

— ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации

второстепенной, не имеющей значения;

— ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как

вербально, так и невербально;

— ПСИХОМОТОРНАЯ — человек обладает умением, благодаря умственной и

мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен

изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет

необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА — это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

— словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

— наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.)

— практический — отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.)

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное — то, что пациент должен обязательно усвоить.

ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1. Восприятие (наблюдение).

2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ ИНЕФОРМАЛЬНЫМ.

Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной , когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ.

В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и др.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

МОТИВ — ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

Мотивы делятся на три группы:

1. социальные (пациент и общество)

2. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3. мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему) у каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности. Они у всех

разные. Например:

— жизнь;

— здоровье;

— общество;

— дети;

— работа, карьера и т.д.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МАТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.

Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выяснять мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1. Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2. Разнообразием формы обучения:

— лекция

— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

— проблемный метод

— беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть

ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДСЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

— отзывчивость, сердечность;

— способность понять проблемы пациента;

— высокий профессионализм, грамотная речь;

— умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

— умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

— умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

— мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного

процесса.

СПОСОБНОСТЬ — это психологическая особенность человека, от которой

зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для

определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ — проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНЫЕ — в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.

ЭКСПРЕССИВНЫЕ — в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или

скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

— педагогический такт

— внутренняя культура

— интеллектуальный уровень

— самостоятельность в действия

— наблюдательность

— общительность

— настойчивость

— самообладание

— высокая профессиональная подготовка

— целеустремленность

— трудолюбие

— доброта

— отзывчивость

— чувство юмора

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у

пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело

доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных

знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов

усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

— состояния здоровья

— состояния сознания

— умственных способностей

— возраста пациента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.