- Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
- Максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.
СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки
медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ:
— ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации
второстепенной, не имеющей значения;
— ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как
вербально, так и невербально;
— ПСИХОМОТОРНАЯ — человек обладает умением, благодаря умственной и
мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен
изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет
необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА — это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
— словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
— наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.)
— практический — отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.)
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное — то, что пациент должен обязательно усвоить.
ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1. Восприятие (наблюдение).
2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).
3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ ИНЕФОРМАЛЬНЫМ.
Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.
К неформальной , когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ.
В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и др.
Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
МОТИВ — ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
Мотивы делятся на три группы:
1. социальные (пациент и общество)
2. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес
УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
3. мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему) у каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности. Они у всех
разные. Например:
— жизнь;
— здоровье;
— общество;
— дети;
— работа, карьера и т.д.
ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МАТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.
Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выяснять мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1. Соответствующим подбором содержания обучения.
Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.
2. Разнообразием формы обучения:
— лекция
— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)
— проблемный метод
— беседа и т.д.
Для достижения желаемого результата обучение должно быть
ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫМ.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДСЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
— отзывчивость, сердечность;
— способность понять проблемы пациента;
— высокий профессионализм, грамотная речь;
— умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
— умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
— умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
— мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного
процесса.
СПОСОБНОСТЬ — это психологическая особенность человека, от которой
зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для
определенного рода деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ — проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
КОНСТРУКТИВНЫЕ — в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.
ЭКСПРЕССИВНЫЕ — в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или
скрывать их.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:
— педагогический такт
— внутренняя культура
— интеллектуальный уровень
— самостоятельность в действия
— наблюдательность
— общительность
— настойчивость
— самообладание
— высокая профессиональная подготовка
— целеустремленность
— трудолюбие
— доброта
— отзывчивость
— чувство юмора
Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у
пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело
доверить свое здоровье и жизнь.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных
знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов
усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
— состояния здоровья
— состояния сознания
— умственных способностей
— возраста пациента.
Добавить комментарий