Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению

Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению. Факторы, способствующие общению:

1. больше слушайте, меньше говорите сами, следите за высказываниями пациента;

2. воздерживайтесь от оценок, меньше задавайте вопросов, не торопите собеседника;

3. старайтесь реагировать на личностно значимую для партнера информацию, говорящую о его потребностях;

4. стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Внимание к чувствам другого человека называется эмпатией.

5. ведете себя доброжелательно, сопереживайте собеседнику;

6. отвечайте положительно, не спорьте даже мысленно;

7. не теряйте чувства юмора;

8. дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость.

Как сделать вербальное общение эффективным?

1. говорить доступным языком, не злоупотреблять медицинскими терминами.

2. выбрать темп речи, доступный для восприятия пациентом.

3. следить за интонацией голоса (она должна соответствовать тому, что вы хотите сказать).

4. правильно выбирать время сообщения,

5. давать только четкие инструкции, рекомендации и советы,

6. не использовать намеки и подтекст, не обещать невозможного,

7. повторять сообщения, если чувствуете, что пациент вас не понял,

Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.

Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной.

Факторы, препятствующие общению.

1. Коммуникативный барьер — психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению.

2. Фонетический барьер возникает, когда медицинская сестра или пациент говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно, либо с большим количеством слов-паразитов.

3. Смысловой барьер связан с проблемой сленгов — употребляемых определённой группой людей выражений, которые не являются частью общеразговорного языка. Для медицинской сестры употребление понятных и не пугающих пациента терминов является необходимым, так как от этого зависит успешность контакта.

4. Стилистический барьер может возникать при несоответствии речи ситуации общения, например, при фамильярном поведении, коня медицинская сестра всех людей старше определённого возраста называет «бабуля» или «дедуля»; когда не учитываются психологические особенности различных возрастов и т.д.

5. Логическое непонимание — барьер возникает в тех случаях, когда логика рассуждения коммуникатора слишком сложна для реципиента, либо кажется неверной (например, «мужская» или «женская» логика). К примеру, медицинской сестре может быть непонятна логика беременной, продолжающей курить.

6. Социокультурные барьеры — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия.

Рекомендации к письменному общению:

1. пишите аккуратно, если у вас плохой почерк — печатными буквами;

2. выбирайте правильный размер и цвет букв;

3. пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры;

4. выбирайте простые, понятные слова;

5. обязательно подписывайте ваше сообщение.

Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:

1. умеет ли человек читать;

2. понимает ли написанное;

3. видит ли написанное;

4. знает ли язык на котором написано сообщение.

5. если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.

Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.

1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела;

2. интимную — не менее 40см;

3. личную — 40см — 2м;

4. социальную 2-4м;

5. открытую — более 4 м

В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.

В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.

Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.