Физическое и нервно-психическое развитие детей

Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) в разные периоды детства.

 

На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние

1.эндогенные факторы — здоровье родителей

2.факторы внешней среды — питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от социальных условий.

 

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы.

В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения.

Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

Климато-географические условия

На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

1. Рост;

2. Массу тела;

3. Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

4. Статические функции (двигательные умения ребенка);

5.  Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

 

Основные критерии физического развития детей разных возрастов:

Масса тела

Длина тела

Окружность головы

Пропорции тела: телосложение, осанка

 

РОСТ

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка.

Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка .

У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см.

Эмпирические формулы расчета антропометрических данных у детей

Длина тела ( до 1 года)

Дл. тела 6 мес. =66 см,

< 6 мес = 66-2,5 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес = 66+1,5 см (на каждый свыше месяц)

МАССА ТЕЛА

Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг

В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5-8 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит на 3-5 день максимум к 2 неделям.

МАССА ТЕЛА

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года.

Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Ежемесячная прибавка массы тела у детей до года

Эмпирические формулы расчета массы тела

Масса тела (до года)

Масса тела 6 мес=8 200 г.

< 6 мес= 8200-800 (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 8200+400 (на каждый свыше месяц)

1 год = 10,5-11 кг

Окружность груди

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц.

К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., Эмпирические формулы расчета окружности груди

Окружность груди (до 1 года)

Окружность груди 6 мес= 45 см

< 6 мес= 45-2 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 45+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

 

Окружность головы

Окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении.

Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см.

При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см.

В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

 

Эмпирические формулы расчета окружности головы

Окружность головы (до 1 года)

Окружность головы 6 мес =43 см

< 6 мес= 43-1,5 см (на каждый недостающий месяц)

> 6 мес= 43+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

 

 

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.

Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили.

3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д.

 

Промежутки между центилями названы центильными коридорами.

Выделяют 7 центильных коридоров

Показатели, попавшие:

в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними,

в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних,

во 2-й (3—10-я центили) — низкими,

в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими,

в 6-й (75—90-я центили) — выше средних,

в 7-й (90—97-я центили) — высокими,

в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими.

 

Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4—5-е центильные коридоры (25—75-я центили) .

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

 

 

Нервно-психическое развитие детей до года

 

Нервно-психическое развитие ребёнка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействия окружающей среды.

При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой. После рождения центральная нервная система продолжает развиваться и усложняться. В первые месяцы жизни ребёнка происходит интенсивное морфологическое развитие мозга и его структурных элементов.

 

 

Масса головного мозга новорожденного составляет 1/8 массы тела, к году она

достигает уже1/11 Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются

Физиологические рефлексы новорожденных;

Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);

Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает мать и ухаживающий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);

Голосовые реакции и понимание речи (гулит, произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушкой по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

Новорожденный

Новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы.

С первых же дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, положительный рефлекс Бабинского, рефлекс охватывания МОРО, тонический рефлекс рук или рефлекс Робинсона,

 

Рефлексы

Положительны рефлексы: Бабкина, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, глазной рефлекс Пейпера поисковый рефлекс.

Отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского.

Зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный рефлекс отсутствует.

Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.

 

Один комментарий на “Физическое и нервно-психическое развитие детей

  1. Я уже достаточно смотрел онлайн,
    возможно больше, чем три часа
    сегодня, но нигде не нашел интересной статьи, такой как ваша.
    На мой взгляд, если все владельцы каждого
    сайта и блогеры будут делать хороший контент, как и вы, интернет-пространство будет в большей степени полезней
    Я не мог пройти мимо статьи. Исключительно
    хорошо написано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.