Возрастная периодизация

Для возрастной структуры РоссИии характерны невысокая рождаемость, высокая (в сравнении
с развитыми странами) смертность населения, в том числе младенческая, и относительно небольшая
продолжительность жизни, что многими специалистами трактуется сегодня как депопуляция России.
Основные этапы и периоды развития человека.
Жизненный цикл человека условно делится на три этапа:
1. Созревание (с рождения до 21 года)
2. Зрелый возраст (с 21 года до 60 лет)
3. Старение.
Провести хронологическую границу перехода организма от одного этапа к другому можно на
основе изучения особенностей его роста и развития, взаимодействия с окружающей (в том числе и
социальной) средой.
Наибольшее значение имеет периодизация на этапе созревания
Неравномерность роста и развития является основанием для группировки детей и подростков
разного возраста и выработки научных принципов возрастной периодизации. При организации
образовательно-воспитательной работы возникает необходимость объединения детей разного возраста.
Кроме того, необходимо правильно установить возрастную границу поступления ребѐнка в ясли,
детский сад и школу, определить возможность начала трудовой деятельности и др.
В понятие «возрастной период» входит отрезок времени, в пределах которого процесс роста и
развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители
более или менее однозначны. В то же время возрастной период — это время, требующееся для
завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения
готовности ребѐнка к той или иной деятельности.
В современной справочной литературе приводится возрастная периодизация, предложенная
профессором В.А. Доскиным с сотрудниками в 1997 году:
Возрастная периодизация:
1. Период новорожденности (28 дней -1 месяц}
2. Грудной (младенческий) период (с 1 мес. до 1 года)
• До 4-4,5 мес. (условно определяется потребностью получать в качестве основного продукта
питания грудное молоко)
• До конца первого года жизни (наступление известной функциональной зрелости всез систем и
прежде всего ЦНС)
3. Период формирования молочных зубов (от 1 года до 6 лет):• Преддошкольный (2-3 года)
• Дошкольный (4-6 лет)
4.Отрочество (7 -16 лет):
• Младший школьный (от 7 до 11-12 лет) . г .. ^
• Средний школьный или препубертатный (от 11-12 до 15-16 лет) —
5.Период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст)
• Девочки — от 13 -14 до 18 лет
• Мальчики — от 15-16 до 19-20 лет
В процессе нормально протекающего роста и развития человек физически совершенствуется, что
является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие
показатели здоровья.
Физическое развитие понимается как процесс изменения размеров тела, телосложения,
внешнего облика, мышечной силы и работоспособности организма человека, обусловленный
возрастом.
Физическое развитие характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков.
При изучении физического развития наиболѐе часто используют только основные признаки:
Соматометоические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки
Соматоскопические показатели — форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние
мускулатуры, жироотлолжения, эластичность кожи, половое созревание.
Функииональные, физиометрические показатели — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия
кисти рук.
Все эти данные учитываются при оценке физического развития, особенно детей и
подростков, которая должна проводиться комплексно с учетом всех показателей.
Медицинскому работнику необходимо уметь определить уровень биологического
развития ребенка, степень соответствия его биологического и паспортного возраста по длине
тела и ее по годовым прибавкам, количеству постоянных зубов, степени полового созревания.
Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоответствие уровня
биологического развития возрасту. Необходимо дать оценку морфофункционального
состояния. По массе тела, окружности груди, жизненной емкости легких, мышечной силе
можно установить, является ли морфофункциональное состояние

гармоничным,
дисгармоничным или резко дисгармоничным.
Итак, для эффективного осуществления профилактической работы необходимо знать
анатомо-физиологические и психологические особенности организма человека в разные
возрастные периоды. Эти особенности и дают возможность от дифференцировать здорового
ребѐнка от больного, именно на этих особенностях базируются научные основы
рационального питания, гигиены воспитания и обучения детей, профилактика старения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.