Словесный (вербальный)— наиболее распространенное средство общения между людьми с помощью речи. Беседа с пациентом — целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности
Бессловесный (невербальный) Данный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца — они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.
К невербальному типу общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себя и одежда.Еще Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки — все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.
б) выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).
в) положение тела в пространстве по отношении к пациенту
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
- интимное — менее 40 см,
- личное — 40см — 2 м,
- социальное — 2 — 4 м,
- открытое — более 4 м.
Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне.
г) время общения. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
— паралингвистические эффекты: пауза, интонация, возгласы и восклицании, тон, звучность, тембр голоса, дикция, скорость речи.
Средства общения.
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации и, как способ воздействия на собеседника. Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента .
Различают речь: быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словесного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной спокойной размеренной. Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение.
К невербальным средствам общения относятся высшие проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. Зрительный контакт выражение лица поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства Считается что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее чем вербальная.
Мимика – движение мышц лица.
Жестика – моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движениях рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.
Добавить комментарий