Период молочных зубов разделяют на
- Преддошкольный, или старший ясельный, возраст — с 1 года до 3 лет
- Пошкольный возраст — с 3 до 7 лет.
В период молочных зубов, по сравнению с грудным, энергия роста заметно замедляется. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Характерной чертой высшей нервной деятельности является то, что системы условно-рефлекторных связей, выработанные в первые 3 — 5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека.
В преддошкольном возрасте дети активно вступают в контакт с окружающим миром. Они очень подвижны, любознательны, при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке. В процессе игры дети усваивают многие трудовые и бытовые навыки.
Относительная изоляция их уменьшается, а собственный приобретенный иммунитет еще слаб, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном и дошкольном возрасте становятся острые детские инфекции.
Широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных — важнейшие мероприятия по профилактике острых детских инфекций в этом периоде. В преддошкольном возрасте дети легко поражаются хроническими инфекциями, !! Прежде всего необходимы широко проводимые гигиенические мероприятия, а также планомерная и обязательная вакцинация.
Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не закончили своего развития, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных метеорологических факторов. Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются довольно часто, однако протекают они в основном легче, чем у детей 1-го года жизни.
В дошкольном возрасте энергия роста значительно ослабевает, мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Дети становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют по дому взрослые и дети более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.
К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям.
В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Добавить комментарий