Оценка степени полового созревания подростка.

Определение степени полового развития детей и подростков по совокупности вторичных половых признаков может осуществляться в соответствии со схемой Штефко В.Г., Островского А.Д. (1929) и Бунака В.В. (1941) .

Состояние полового развития обозначают общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указывают стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации. Например, AQ, Р, Ма2, Мею или Аг, Рз, Ма3, Ме14. Общее определение степени полового созревания обычно предполагает выделение четырех степеней полового созревания: I степень — единичные короткие волосы на лобке и в подмышечной области, у девочек сосок поднимается над околососковым кружком; II степень — волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и в подмышечных впадинах, у девочек околососковый кружок поднят и вместе с соком образует конус, у мальчиков появляется растительность на лице, «ломается» голос; III степень — волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную впадину, у девочек молочная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляются менструации, у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий; IV степень — волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечных впадин, у юношей переходят на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, у девочек молочная железа сформирована, менструации установились. В практической деятельности используется также упрощенный вариант оценки степени полового созревания по унифицированной методике, принятой в НИИ антропологии. При этом оценивают (в баллах) степень оволосения кожи в подмышечной области и на лобке: — О баллов — отсутствие волос на лобке (Р ) или в подмышечной области (Ао); — 1 балл — единичные короткие волосы на лобке (Pi) или в подмышечной области (At); — 2 балла — волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка ( Р2) или в подмышечной впадине (А2); — 3 балла — волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка (Р3) и всю подмышечную впадину (А3); — 4 балла — волосы густые, занимают всю область лобка (Р4) и подмышечной впадины

(А4). Сумма баллов (А+Р) определяет степень полового созревания подростков: — 0-2 балла — I степень зрелости (ретарданты); — 3-4 балла — II степень зрелости (медианты); — от 5 баллов и выше — III степень зрелости (акселеранты). В практике спортивной медицины с учетом тесноты корреляционной зависимости между уровнем биологической зрелости организма и показателями общей и специальной работоспособности отдают предпочтение двум методам оценки биологической зрелости подростков: методу, разработанному во Всесоюзном НИИ физической культуры Тимаковой Т. С. и Беляковой Н.Т. (1975), и методу Вучерка (1974). В основе метода Тимаковой Т.С. и Беляковой Н.Т. лежат визуальное определение и оценка в баллах (от 1 до 9) степени выраженности вторичных половых признаков. Схема оценки предусматривает также выделение трех фаз в их формировании: препубертатной, собственно пубертатной и постпубертатной, что важно для построения оптимального тренировочного процесса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.