Обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры. Сферы обучения:
- Познавательная — пациент узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, выделяет приоритетную информацию от второстепенной.
- Психомоторная — пациент обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Обучающийся готов выполнить часть действий эмоционально, психологически и физически.
- Эмоциональная — пациент, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких либо факторов, обучающийся активно слушает, реагирует на новую информацию вербальным, так и невербальным способом.
- Сестринская педагогика — это часть сестринской деятельности, в которой медицинская сестра сможет проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.
Сестринская педагогика имеет следующие цели:
- коррекция существующего образа жизни;
- адаптация пациента к хронической болезни.
Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов, сталкиваться с рядом проблем, требующих терпения, тактики и специальных знаний. Медсестра должна владеть приемами и методами обучения, консультирования.
К методам обучения в сестринском деле относится:
- словесный (устное изложение, инструктаж, убеждение в проведении медицинского обследования, консультирование и т.д.);
- наглядный (демонстрация различных видов шприцев, иллюстраций, атласов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
- практический (отработка самих манипуляций: измерение температуры тела, измерение артериального давления, правила пользования карманным ингалятором, небулайзером и т.д.).
В процессе обучения новую информацию пациенту необходимо излагать от простого к сложному, но при этом четко выделять самое главное – что подлежит обязательному усвоению.
Обучение пациента, его родственников включается в сестринский процесс. Сестринский процесс дает возможность систематизировать работу медсестры, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, оценивать их результат вместе с пациентом. Вместе с тем выполнение функции обучения во многом определяется умением медсестры осуществить этапы учебного процесса от предварительного определения уровня знаний и умений пациента до оценки результатов обучения. Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее. Таким образом, реализация обучающей функции медсестры требует от нее специальных знаний и умений в области медицинской педагогики и психологии.
Добавить комментарий