Морально-нравственные аспекты смерти. Понятие об эвтаназии.

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма в вследствие этого его гибель; в более широком смысле — необратимое прекращение обмена веществ в живой субстанции, сопровождающееся разложением белковых тел.

Отношение к смерти- одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Эта проблема далеко не разрешена, и в каждом случае решение ее представляется человеку в отдельности.

Смерть ужасала людей. Этому страху в не меньшей степени, чем все остальные, поддавались и люди высокого ума и таланта, о чем свидетельствуют мемуары, письма и другие литературные источники. Уже в древнем Риме слово “смерть” казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение “он перестал жить”, немцы говорили “отозван”, а англичане — “он присоединился к большинству”.

Характерной особенностью психологического состояния в старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. В старости смерть теряет свои неопределенные очертания и становится близким и глубоко личным явлением.

Сама же мысль о смерти глубоко индивидуальна и обусловлена разными обстоятельствами: состоянием здоровья, социальными условиями и т. д

Установлено, что интерес к смерти усиливается в позднем возрасте после 70 лет. В основной части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряет свое значение в глубокой старости. По наблюдениям замечательного русского ученого И. Мечникова, “глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и привлекает и нимало не возбуждает желания бессмертия”.

По его мнению, правомерно говорить об инстинкте естественной смерти после нормальной и продолжительной жизни. Большинство исследователей отмечает, что у старых людей нет страха перед смертью, но есть страх перед физической несостоятельностью и потерей умственных способностей.

Новейшим “приобретением” ХХ века является проблема эвтаназии.

Эвтаназия- это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это “право на достойную смерть”. Истоки эвтаназии лежат в глубокой древности и

кроются в древних традициях некоторых человеческих племен, где считалось естественным избавление от немощных и больных.

В.В. Вересаев, размышляя на эту тему, приводит наблюдения над старыми людьми, находящимися в состоянии полного физического и психического маразма. Он глубоко сострадает окружающим их людям, осуществляющим за ними уход. Для себя эту проблему он решает однозначно: “Я хочу кричать, вопить: дайте мне право свободно распоряжаться собою! Примите мое завещание, исполните его. Если я окажусь негодным для жизни, если начнет разлагаться мое духовное существо, — вы, друзья, вы, кто любит меня, — докажите делом, что вы мне друзья и меня любите. Сделайте так, чтобы мне было достойно уйти из жизни, если я сам буду лишен возможности сделать это”.

Во Франции и США в последние десятилетия распространилась особая теория так называемого “биологического завещания”, содержание которого примерно сводится к следующему: “Прошу использовать все возможные средства, чтобы облегчить страдания, даже в том случае, если применение сильнодействующих препаратов может сократить жизнь, в качестве последнего средства прошу прибегнуть к эвтаназии”. Написанное собственноручно человеком в здравом рассудке, подобное завещание имеет юридическую силу в 21 американском штате, но в Европе оно пока не практикуется.

В наш век научно-технической революции многие проблемы медицины усложняются. Меняется содержание даже такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, которое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рационализмом.

Вне сомнения, всю сложность и важность этой моральной проблемы предстоит решить медицинской науке в будущем, в том числе проблему многолетнего поддержания жизни людей, неспособных к самостоятельной жизни и существующих лишь благодаря очень сложным и дорогим аппаратам, как “сердце-легкие”. Все шире распространяется мнение, что в новых условиях нерационально жестко придерживаться принципа “врач борется за жизнь больного до последнего его вздоха”.

Для нас сейчас главным является то, что при всех впечатляющих достижениях медицины реалистичность подхода не должна подменить нравственно-этического начала медицины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.