Методичка работы в школах материнства

методичка работы в школах материнства

Одним из важных элементов ведения беременных является психопрофилактическая подготовка к родам, включающая комплекс психопрофилактических, психотерапевтических и физических мероприятий.

Основными задачами психопрофилактической подготовки беременных к родам являются:

• выработка у женщин сознательного отношения к беременности и восприятия родов как физиологического процесса;

• создание благоприятного эмоционального фона и уверенности в нормальном течении беременности и родов;

• формирование у беременных умения мобилизовать свою волю для преодоления страха перед родами.

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится в виде занятий с беременными в женской консультации или частной клинике с началом дородового отпуска. Занятия могут быть групповыми, проводимыми 1 раз в неделю, и индивидуальными, которые врач акушер-гинеколог проводит при каждом посещении беременной. Индивидуальные занятия в этом случае начинаются с момента постановки женщины на учет по беременности и продолжаются в течение всего периода наблюдения женщины.

При формировании групп для психопрофилактической подготовки к родам, врач предварительно выясняет особенности характера женщины, ее эмоциональные и волевые качества, отношение к беременности, характер взаимоотношений в семье, наличие психических травм, уточняет представление беременной о родах, обоснованность страха перед ними, боязни боли и прочее.

На основании этих данных, согласно клиническому определению типологической направленности высшей нервной деятельности, формируются группы женщин для психопрофилактической подготовки к родам с учетом психо-эмоционального статуса пациенток.

Такое формирование групп связано с тем, что в группе беременных с однородными психо-эмоциональным особенностям, легче создается атмосфера взаимного доверия, на занятиях присутствует чувство внутренней свободы и раскованности, что позволяет более эффективно формировать установки правильного поведения во время беременности и в родах.

В случае если выявляются какие-либо психологические проблемы, пациентка может быть направлена на консультацию к психологу или к врачу-психотерапевту.

Групповые занятия в «Школе материнства» обычно начинают с 32-33 недель беременности и проводят их еженедельно, всего 5 занятий, из которых 3 занятия с акушером-гинекологом и 2 занятия с врачом-педиатром. В некоторых частных клиниках количество занятий увеличивают за счет более обширной программы или вводят дополнительные «Школы», где обучение проводят совместно с мужем, будущими бабушкой и дедушкой.

Занятие 1. На первом занятии обычно рассматривают анатомо-физиологические изменения в организме женщины во время беременности, представляют краткие сведения о строении и функционировании половой системы, внутриутробном развитии плода. Рассматривают факторы риска беременности и разъясняют о влиянии алкоголя, курения, приема наркотических и токсических веществ на плод. Заостряют внимание на важность раннего обращения беременной в женскую консультацию, регулярность посещения врача акушера-гинеколога и необходимости выполнения обязательного медицинского обследования во время беременности. Знакомят с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода и обучают беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 2. На втором занятии беременным разъясняют их законодательные права, дают рекомендации по режиму труда, питанию, личной гигиене и использованию природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

Обращают внимание на аутогенную тренировку, позволяющую беременным научиться осознанно управлять некоторыми функциями организма, путем волевого воздействия на них. Обучают аутотренингу для мобилизации энергии женщины и ослабления болевых ощущений, правильному дыханию в время родов и умению расслабляться («быстрый отдых»). Для закрепления полученных навыков беременным рекомендуют ежедневно повторять занятия дома, продолжительностью по 7-10 минут.

Для снятия психо-эмоционального напряжения беременных обучают самомассажу определенных точек на теле человека. Считается, что точечный самомассаж при регулярных занятиях обладает общеукрепляющим и оздоравливающимим воздействием, и способствует поддержанию высокого психо-змоционального и физического тонуса пациентки. Кроме того, применение элементов пальцевого самомассажа в родах способствует уменьшению родовой боли, нормализации схваток и мобилизации волевых усилий.

На занятии рассматривают также комплекс физических упражнений в зависимости от срока беременности разъясняют роль лечебной физкультуры в родах и в послеродовом периоде, т.е. сообразно психоэмоциональному состоянию беременных проводят психологическую адаптацию женщины к предстоящим родам.

На совместых занятиях с мужем, будущими бабушкой и дедушкой разъясняют роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3. Подготовка к «родам без страха». На занятии рассказывают о сроках наступления родов и их предвестниках. Разъясняют о подготовке, которую должна провести женщина дома, перед поступлением в роддом.

Описывают периоды родов и их продолжительность, обращая особое внимание на характер течения I периода родов, во время которого происходят схватки, приводящие к постепенному раскрытию шейки матки. Излагают механизм схваток, длительность, чередование и интервал между ними.

Объясняют, что болезненность схваток каждой женщиной воспринимается индивидуально, в зависимости от порога болевой чувствительности. В некоторых случаях схватки ощущаются, как небольшие напряжения матки, в других случаях — как более сильные болевые ощущения.

При этом пациенток обучают ряду приемов для уменьшения болезненности схваток и информируют о том, как правильно распределять свои силы в родах используя периоды «быстрого отдыха» и физического напряжения в зависимости от периода родов. Особое внимание при этом обращают на поведение женщины во время родов, акцентируют внимание на необходимости спокойного поведения и выполнения указаний акушерки, принимающей роды, что будет способствовать бережному рождению ребенка.

Рассказывают о первых часах после родов и о значении раннего прикладывания ребенка к груди. Повторяют комплекс лечебной гимнастики в послеродовом периоде и обращают внимание на возможности контрацепции в послеродовом периоде.

Занятие 4 проводится врачом-педиатром. Ребенок родился и у молодой мамочки сразу же возникает множество вопросов: доношен ли ее ребенок, может ли он получать грудное вскармливание и как правильно прикладывать ребенка к груди, какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при общении с новорожденным? Все эти вопросы рассматриваются врачом-педиатром, а также даются советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома.

Занятие 5. Уход за новорожденным в семье. На этом занятии рассказывают о подготовке и гигиене «уголка» ребенка в семье, предметах ухода и правилах ухода за ребенком. Разъясняют роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка. Обращают внимание на роль вредных факторов на здоровье ребенка и недопустимость вредных привычек родителей (курение, алкоголь, прием токсических и наркотических веществ) в семье. Дают советы и обучают выполнению рекомендаций и назначений врача малышу. Частично с данными рекомендациями, изложенными в виде мини-справочника, можно ознакомиться в разделе «Дети до года», «Кодекс здоровья и долголетия. Детский возраст».

Психическую подготовку беременных к родам обычно сочетают с физическими упражнениями. Систематические занятия гимнастикой при беременности оптимизируют функциональное состояние жизненно важных органов и систем, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в предстоящих родах.

Занятия гимнастикой назначаются после первичного обследования врачом акушером-гинекологом и терапевтом, и проводятся в группе или индивидуально под контролем специально обученного медицинского персонала. Группы формируются с учетом срока беременности, а комплекс упражнений еще и с учетом состояния здоровья. При этом учитывается также возраст женщины и особенности ее телосложения.

Использование комплекса гимнастических упражнений, предназначенных для беременных, предусматривает последовательное включение и тренировку мышечных групп и функциональных систем организма женщины, принимающих активное участие в процессе родов. Все физические упражнения делятся на 3 комплекса соответственно для сроков беременности до 16 недель, от 17 до 32 недель c разделением: от 17 до 25 недель и от 26 до 32 недель и от 33 до 40 недель с разделением: от 33 до 36 недель и от 37 недель до родов.

Занятия обычно проводятся в утренние и дополнительно в вечерние часы для работающих беременных. Перед началом гимнастических упражнений, беременные, посещающие занятия сразу после работы, должны отдохнуть в положении сидя около 15 минут. Это необходимо для приведения организма в состояние эмоциональнгого покоя.

В процессе проведения занятий и после их окончания необходимо осуществлять контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления.

Если по каким-либо причинам беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений соответственно сроку беременности, после чего, женщина выполняет гимнастические упражнения в домашних условиях, с контролем методиста-инструктора через каждые 10-12 дней.

Если вы решили самостоятельно заниматься в домашних условиях по изложенным на данном сайте комплексам упражнений, обращаю ваше внимание на необходимость консультации с вашим акушером-гинекологом и методистом-инструктором.

Физкультура противопоказана беременным с острыми или часто обостряющимися и некомпенсированными формами заболеваний, с привычными выкидышами в анамнезе, при кровотечении во время беременности.

*****************

Методические рекомендации предназначены для медицинских работников женских консультаций, занимающихся организацией школ материнства и проводящих обучение беременных.

Школа материнства входит в стандарт оказания акушерской помощи женщинам во время беременности и организуется в женской консультации с целью проведения психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам и подготовку семье к рождению ребенка, она является формой санитарно-просветительной работы, проводимой по специальной программе.

Информация на занятиях в «школе материнства» от медицинских работников (акушеры-гинекологи, специально обученные акушерки, педиатр, медицинская сестра детской поликлиники, инструктор ЛФК, психолог, специалистов других служб (социальный работник, юрист) считается обоснованной и с научной точки зрения правильной. к тому же беременная испытывает большое доверие к медицинским работникам.

Занятия в школе должны быть последовательными в подготовке беременных к родам и уходу за новорожденным. Необходимо формировать у беременной мотивацию к обучению в «школе», где происходит не только доступное изложение материала, но и проверка полученных ими знаний, практических навыков. На занятиях должна быть создана благоприятная доверительная атмосфера, в которой главной фигурой должна быть беременная с ее проблемами.

Эффективное обучение невозможно только при изложении материала, в процессе занятия надо просить присутствующих повторить услышанные рекомендации или действие. Использование различных методов обучения усиливает усвоение материала.

Занятия проводят в специально выделенном и оснащенном кабинете/ Информация о занятиях в «школе материнства» располагается на видном месте, рядом с регистратурой, по возможности вместе с расписанием работы врачей женской консультации

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ И ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ «ШКОЛЫ»

  •  Обладать коммуникативными качествами, работать в команде
  • Уметь общаться с беременными и членами ее семьи
  • Правильно подбирать и сочетать методы обучения
  • Уметь мотивировать беременную к обучению
  • Учитывать особенности характера каждого присутствующего на занятии и не оставлять никого вне поля своего внимания
  • Помогать беременной в выборе правильного решения, не критикуя за неправильные действия
  • Повышать качество жизни беременной, снижая ее психоэмоциональное напряжение
  • Иметь чувство такта, своевременно разряжая создавшуюся напряженную обстановку
  • Помогать беременным в понимании излагаемого материала
  • Знать излагаемый материал, быть профессионалом в этой области, уметь провести групповое занятие и индивидуальную консультацию
  • Совершенствовать свои профессиональные качества, периодически оценивая и дополняя методику преподавания и проведения занятий.

К посещению «школы материнства» привлекаются женщины с I триместра беременности, желательно вместе с будущими отцами. Занятия в школе материнства для удобства можно разбить на 2 цикла. Первый цикл занятий проводится в начале беременности, во время 2-3 явке беременной в женскую консультацию, 2-й цикл — на 28-30 неделе беременности, при подготовке к родам.

Первое занятие: Цель занятия: дать информацию о беременности и развитие внутриутробного плода.

  1. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности
  2. Роль плаценты и амниотических вод.
  3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.
  4. Рациональное питание.

Второе занятие: Цель занятия: дать информацию о влиянии образа жизни и факторов внешней среды на беременность и здоровье внутриутробного плода, обучение комплексу физических упражнений, контроль за водным режимом, весом.

  1. Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических веществ на здоровье плода.
  2. Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).
  3. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы и отдыха.
  4. Личная гигиена
  5. Половая жизнь.
  6. Необходимость выполнения медицинского обследования во время беременности.
  7. Обучение беременных тестам для оценки развития беременности и состояния плода.
  8. Обучение комплексу физических упражнений.

 

 

 

Рациональное питание. Полезные и «вредные» продукты. Значение белков, жиров и углеводов, витаминов (А; группы В; С; фолиевая кислота и др.), макро- (кальций, калий, натрий, фосфор, магний и др.) и микроэлементов (железо, медь, цинк, селен, йод и др.).

 

 

 

 

 

• Наличие вредных профессиональных и бытовых факторов (вибрация, радиация, загазованность, влажность, запыленность, курение в квартире мужа или родственников, тяжелый труд, работа с компьютером и пр.).

 

Темы занятий в III триместре беременности (проводится не менее 4 занятий) Занятие 1. (При необходимости, можно провести 2 занятия).

Первое занятие: Цель занятия: дать информацию о сроках наступления родов, подготовки к поступлению в родильный дом, предвестниках и периодах родов, партнерских родах, аутотренинге.

  1.  Календарные сроки наступления родов
  2. Подготовка к поступлению в родильный дом
  3. I, II и III периоды родов, их продолжительность
  4. Приемы обезболивания родов
  5. Партнерские роды
  6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

Второе занятие: Цель занятия: Представление информации о совместном пребывании с новорожденным, об инволюции (обратном развитии) матки, гигиене послеродового периода, лактации, водном режиме и питании, уходу за швами, послеродовой гимнастике и контрацепции

  1.  Совместное пребывание с новорожденным
  2. Грудное вскармливание
  3. Послеродовая гигиена, уход за швами
  4. Питание и соблюдение водного режима
  5. Гимнастика в послеродовом периоде
  6. Послеродовая контрацепция 

Третье занятие: (проводят медицинские работники детской поликлиники) Цель занятия: дать информацию по созданию дома условий для новорожденного, рассказать о физиологических особенностях и уходе за новорожденным, грудном вскармливании, профилактических прививках, составе детской аптечки.

  1.  Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье
  2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
  3. Грудное вскармливание. Техника прикладывания ребенка к груди.
  4. Правила ухода за ребенком. Туалет ребенка.
  5. Профилактические прививки
  6. Домашняя аптечка.

Четвертое занятие: Цель занятия: оказать психологическую помощь, показать элементы и провести аутотренинг, дать информацию по правовым и социальным вопросам.

  1.  Законодательные права материнства, социальные гарантии беременным и молодым родителям.
  2. Особенности психоэмоционального состояния беременной
  3.  Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.
  4. Консультирование и оказание социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих физическое и психическое насилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особого наблюдения требуют курящие беременные, употребляющие алкоголь или наркотические средства. в целях убеждения в необходимости полного отказа от курения в течение всей беременности и кормления грудью с курящими женщинами в «школе материнства» проводится разъяснительная работа с привлечением специалистов центров здоровья городских поликлиник, психологов. При выявлении употребления алкоголя или наркотических средств беременную убеждают обратиться к наркологу по месту жительства.

Занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно пройти всем беременным, особенно в ней нуждаются беременные с психологическими проблемами.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.