Асептика — система мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов, их спор и токсинов в макроорганизм. Главный принцип асептики: «Все, что соприкасается с раной должно быть стерильно»!
ЦЕЛЬ — защита организма и особенно послеоперационной раны пациента от контакта с инфекцией.
Инфекция может быть экзогенной и эндогенной (находится в организме самого пациента). Ее источниками является кожа пациента, жкт, ротовая полость, очаги инфекции при различных заболеваниях (кариозные зубы, хронические инфекции). Из очага инфекции в рану микроорганизмы попадают гематогенным, лимфогенным и контактным путем.
Профилактика воздушной, капельной и контактной инфекции.
Основные принципы асептики:
— Все, что соприкасается с раной, должно быть стерильно;
— Все хирургические больные должны быть разделены на 2 потока – “чистые” и “гнойные”;
Основными путями распространения экзогенной инфекции являются: воздушно-капельный, контактный и имплантационный. В соответствии с этим все методы асептики делятся на 3 группы: профилактика воздушно-капельной, контактной и имплантационной инфекции.
Асептика — Профилактика воздушно-капельной инфекции заключается в особенностях устройства приемного отделения, хирургического отделения, операционной и в обязательном разделении «чистых» больных и больных с гнойными заболеваниями.
Все поступающие больные должны пройти через приемное отделение, состоящее из вестибюля, регистратуры, смотровых кабинетов, изолятора, санпропускника. В крупных больницах в приемном отделении имеются также перевязочная, реанимационный зал и даже операционная. В приемном покое оформляют историю болезни, измеряют температуру, проверяет больных на педикулез, при необходимости проводят санитарную обработку и переодевают больного.
Особенности организации хирургического отделения:
— Необходимо иметь минимум 2 перевязочные (“чистую” и “гнойную”) и 2 операционные;
— В палатах должно быть не более 4-6 коек, а лучше 1-2.
— На каждого больного должно приходиться не менее 7,5 м3 .
— Постель должна меняться минимум 1 раз в неделю.
— Температура в палатах должна быть 18-20оС, влажность – 50%.
— Мебель и стены должны быть гладкими и приспособленными для частого мытья дезинфицирующими растворами.
— Посетители должны приходить только в халатах и сменной обуви.
— Регулярное проветривание (по графику) снижает обсемененность воздуха микробами на 30%.
— Весь медперсонал обязан носить сменную одежду – костюмы или халаты, а в перевязочной, операционной, процедурной, реанимации и послеоперационных палатах – также шапочки и маски.
Устройство оперблока
Оперблок должен быть максимально изолирован от отделения. При планировке выделяют 4 зоны:
I зона (стерильная) – операционная и стерилизационная комнаты.
II зона (строгого режима) – моечная комната и предоперационная, где хирурги подготавливают руки к операции.
III зона (ограниченного режима) – помещения для хранения крови и аппаратуры, комнаты хирурга и медсестер, лаборатория срочных анализом, санпропускник.
IV зона (общебольничного режима) – кабинеты заведующего оперблоком и старшей медсестры, помещения для грязного белья.
Устройство операционной
— Стены операционной должны быть светлыми, гладкими и легко доступными для частой обработки дезрастворами.
— В операционной следует поддерживать температуру 22-25 0С при 50%-ной влажности и регулярно проветривать.
— Порядок операций следует планировать так, чтобы наиболее “чистые” операции выполнялись в первую очередь, а “гнойные” – в последнюю.
Для дезинфекции, кроме дезрастворов, применяют ультрафиолетовые бактерицидные лампы: 1 лампа за 2 часа стерилирует 30 м3 воздуха. В операционной находятся следующие аппараты и мебель (самый минимум): операционный стол, большой стол с инструментами (резервный), малый передвижной стол для операционной медсестры (с набором инструментов для конкретной операции), наркозный аппарат, тазик для отходов, иногда – электрокоагуляторы, электроотсосы. Лишних предметов в операционной не должно быть.
Виды уборки операционной:
1). Предварительная уборка (по утрам).
2). Текущая уборка (во время операции) – санитарка подбирает упавшие на пол отходы.
3). Заключительная (после каждой операции).
4). Ежедневная (в конце рабочего дня).
5). Генеральная (1 раз в неделю, в неоперационный день).
Разделение потоков больных
Необходимо выделить отдельные палаты для “чистых” больных, а отдельные – для “гнойных”. В больших больницах такие больные лежат в разных отделениях. Желательно выделить палату для послеоперационных больных.
Добавить комментарий