Структура работы кабинета «Здоровый ребенок»

Кабинет здорового ребёнка ( КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

  • пропаганда здорового образа жизни в семье;
  • обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);
  • санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;
  • контроль за нервно — психическим развитием детей.

 Обязанности медицинской сестры КЗР:

  1. прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года — не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет — 1 раз в год;
  2. в соответствии с назначениями врача:
  • консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);
  • обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска ;
  • проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
  • выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д»;
  • проведение диагностики нервно — психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни

3. обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания ;

4. обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;

5. обеспечение родителей методическими материалами — памятки, брошюры;

6. оказание помощи участковым врачам — педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях;

7. участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей — специалистов;

8. ведение в истории развития ребенка вкладыша — карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка ;

9. оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР.

1. Основной минимум теоретических знаний:

  • основные данные медико — генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию
  • режим и питание беременной
  • режим и питание кормящей матери;
  • профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;
  • анатомо — физиологические особенности новорожденных
  • патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни
  • особенности физического и нервно — психического развития детей первых трех лет жизни
  • воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);
  • вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное.
  • Организация питания детей старше года;
  • гигиеническое воспитания детей;
  • профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);
  • календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;
  • оказание экстренной помощи детям.

2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:

  • сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;
  • контрольное кормление;
  • правильное пеленание ребенка;
  • гигиенический туалет ребенка раннего возраста;
  • купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено — хвойные, с дубовой корой и пр.);
  • обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;
  • проведение антропометрии, измерение температуры тела;
  • определение частоты пульса и дыхания;
  • постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;
  • закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);
  • диагностика нервно — психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;
  • массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);
  • приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

1. Учетная форма N 112/у, вкладыш — карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2. Учетная форма N 039/у. 3. Учетная форма N 038/у.

Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.

В кабинете предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста :

  1. Стол пеленальный.
  2. Весы медицинские, ростомер.
  3. Стол для проведения массажа.
  4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.
  5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.
  6. Стенд «Гигиеническая ванна».
  7. Кукла с набором одежды для новорожденного.
  8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.
  9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.
  10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни
  11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.
  12. Стенд по массажу и гимнастике.
  13. Стенд по закаливанию.
  14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.
  15. Стенд — показатели нервно — психического развития 2- 3 года жизни.
  16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.
  17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.
  18. Стенд по гигиене полости рта.
  19. Стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.

Комментариев: 2 на “Структура работы кабинета «Здоровый ребенок»

    • Довольно интересный вопрос. Наше законодательство постоянно меняется и сейчас очень сложно определить что входит в обязанности уборщицы или санитарки, если это не прописано в договоре. К тому же еще есть младший медицинский персанал (санитарки с медицинским образованием), которые уже могут оказывать помощь медсестрам, и у них тоже есть свои обязанности по уборке помещений и дезинфекции инструментария.
      Общие положения:
      1. Уборщица принимается на работу и освобождается от работы приказом директора.
      2. В своей работе уборщица руководствуется: — трудовым договором и должностной инструкцией; — действующим законодательством; — приказами и распоряжениями директора; — правилами внутреннего распорядка; — правилами охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
      Должностные обязанности уборщицы понятны: мытье, чистка, дезинфекция, но и их можно детализировать, например, уточнить периодичность (мытье окон два раза в год и т.п.).
      Также в должностной инструкции уборщицы можно указать на особый уход за отдельными помещениями или оборудованием, если это необходимо в вашей компании.
      1.1. Уборщица относится к категории рабочих.
      и на последок, это пока не повсеместно, но все же…
      Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения.
      А следовательно уборщицу могут привлечь в дезинфекции игрушек в кабинете здорового ребенка.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.