Кабинет здорового ребёнка ( КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;
- контроль за нервно — психическим развитием детей.
Обязанности медицинской сестры КЗР:
- прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года — не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет — 1 раз в год;
- в соответствии с назначениями врача:
- консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);
- обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска ;
- проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
- выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д»;
- проведение диагностики нервно — психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни
3. обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания ;
4. обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;
5. обеспечение родителей методическими материалами — памятки, брошюры;
6. оказание помощи участковым врачам — педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях;
7. участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей — специалистов;
8. ведение в истории развития ребенка вкладыша — карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка ;
9. оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР.
1. Основной минимум теоретических знаний:
- основные данные медико — генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию
- режим и питание беременной
- режим и питание кормящей матери;
- профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;
- анатомо — физиологические особенности новорожденных
- патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни
- особенности физического и нервно — психического развития детей первых трех лет жизни
- воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);
- вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное.
- Организация питания детей старше года;
- гигиеническое воспитания детей;
- профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);
- календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;
- оказание экстренной помощи детям.
2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:
- сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;
- контрольное кормление;
- правильное пеленание ребенка;
- гигиенический туалет ребенка раннего возраста;
- купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено — хвойные, с дубовой корой и пр.);
- обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;
- проведение антропометрии, измерение температуры тела;
- определение частоты пульса и дыхания;
- постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;
- закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);
- диагностика нервно — психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;
- массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);
- приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР
1. Учетная форма N 112/у, вкладыш — карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.
2. Учетная форма N 039/у. 3. Учетная форма N 038/у.
Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.
В кабинете предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста :
- Стол пеленальный.
- Весы медицинские, ростомер.
- Стол для проведения массажа.
- Детский стол и стул для оформления игрового уголка.
- Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.
- Стенд «Гигиеническая ванна».
- Кукла с набором одежды для новорожденного.
- Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.
- Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.
- Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни
- Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.
- Стенд по массажу и гимнастике.
- Стенд по закаливанию.
- Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.
- Стенд — показатели нервно — психического развития 2- 3 года жизни.
- Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.
- Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.
- Стенд по гигиене полости рта.
- Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.
Должна ли уборщица мыть и дезинфицировать игрушки в детской поликлиннике в кабинете здорового ребенка?
Довольно интересный вопрос. Наше законодательство постоянно меняется и сейчас очень сложно определить что входит в обязанности уборщицы или санитарки, если это не прописано в договоре. К тому же еще есть младший медицинский персанал (санитарки с медицинским образованием), которые уже могут оказывать помощь медсестрам, и у них тоже есть свои обязанности по уборке помещений и дезинфекции инструментария.
Общие положения:
1. Уборщица принимается на работу и освобождается от работы приказом директора.
2. В своей работе уборщица руководствуется: — трудовым договором и должностной инструкцией; — действующим законодательством; — приказами и распоряжениями директора; — правилами внутреннего распорядка; — правилами охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
Должностные обязанности уборщицы понятны: мытье, чистка, дезинфекция, но и их можно детализировать, например, уточнить периодичность (мытье окон два раза в год и т.п.).
Также в должностной инструкции уборщицы можно указать на особый уход за отдельными помещениями или оборудованием, если это необходимо в вашей компании.
1.1. Уборщица относится к категории рабочих.
и на последок, это пока не повсеместно, но все же…
Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения.
А следовательно уборщицу могут привлечь в дезинфекции игрушек в кабинете здорового ребенка.