Лечебно-охранительный режим: факторы риска для пациентов и персонала стационара

Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.

Важное значение режим эмоциональной безопасности имеет для медсестры. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоцио­нального напряжения. В результате этого сестра постоянно нахо­дится в состоянии психологического стресса (эмоционального шо­ка).

Психологический стресс — это реакция человека на реальное или воображаемое потрясение.

Стрессы бывают как положительные (результат сильных по­ложительных эмоций), так и отрицательные (результат отрицатель­ных эмоций). Последние встречаются в сестринской практике зна­чительно чаще.

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: тре­бовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничаю­щие коллеги.

4.Профессиональный риск инфицирования.

5.Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к этим факто­рам риска, возникает состояние, которое может привести к нервно­му истощению.

Нервное истощение — явление, возникающее в результате нако­пления последствий отрицательных стрессовых ситуаций.

Нервное истощение характеризуется тремя признаками:

1. Физическое истощение: быстрая утомляемость, общая сла­бость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.

2. Эмоциональное перенапряжение: депрессия, чувство беспо­мощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость.

3. Психологическое перенапряжение: негативное отношение к себе и окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, за­бывчивость, рассеянность.

Способы адаптации к стрессам:

§ Продуманная, рациональная организация труда; умение со­средоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем. Любовь к своей профессии, понимание ее важности и собст­венной значимости.

§ Умение сосредоточиться на том положительном, что уда­лось сделать за день, считая итогом дня только успехи.

§ Эффективное общение с коллегами, пациентами и их близ­кими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.

§ Здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хобби.

§ Строгое соблюдение медицинской этики и деонтологии.

 

Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций

Соблюдение этих правил обеспечит:

§ условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качествен­ный уход;

§ возможность организовать слаженную работу всего медицин­ского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;

§ профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.

Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении уста­новленного в отделении режима дня.

Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним посту­пивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведе­нии всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении.

Безопасная больничная среда невозможна без строгого выпол­нения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм.

Угрожают здоровью: инфекция; неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств; высокие и низкие температуры; различные излучения; на­рушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислород­ных установок.

В условиях стационара как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражен ий электрическим током, во время выполнения процедур.

Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста.

Избежать ожогов и других травм в связи с процедурой позво­лит выполнение любого сестринского вмешательства строго по ал­горитму действий.

В процессе работы медицинская сестра часто пользуется раз­личными приборами, например: электроплиткой, холодильником, лампой УФО-излучения. Пациентам лечебного отделения разреше­но пользоваться телевизорами, магнитофонами и другими электро­приборами. Случаи электротравм — поражений электрическим током, связаны с неправильной эксплуатацией или неисправностью оборудования.

Методы снижения риска электротравм:

1. Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по его эксплуатации.

2. Применяйте только заземленное оборудование!

3. Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызы­вает сомнение.

4. Используйте только исправные розетки.

5. Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их цело­стности перед использованием.

6. Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур.

7. Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов.

8.Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое

количество приборов от одной розетки.

Все перечисленные виды травм несомненно угрожают пациен­ту в лечебном учреждении. Но наиболее высокий риск несчастных случаев связан с возможными падениями. По данным различ­ных исследований они составляют от 30% до 80% всех несчастных случаев в стационарах. Часто падения заканчиваются тяжелыми травмами: ушибами, вывихами, переломами.

Пациент рискует упасть:

— поскользнувшись при ходьбе,

— споткнувшись о какой-либо предмет,

— с кровати (во время сна или поднимаясь с нее),

— при перемещении с коляски, каталки,

— в ванной комнате и туалете,

— во время прогулки по территории больницы,

— потеряв сознание.

Случаи падения учащаются ночью и в вечерние часы. Медсестра должна собрать информацию о пациенте, оценить степень вероятности падений у каждого поступающего в отделение и обеспечить проведение мероприятий по их предотвращению.

Методы снижения риска падений у пациентов:

§ Размещать пациентов с высоким риском падений и других травм в палатах, находящихся недалеко от сестринского по­ста.

§ Обеспечить пациентов средствами связи с сестринским по­стом и научить ими пользоваться. Быстро отвечать на каж­дый вызов.

§ Как можно чаще навещать таких пациентов, помогать их передвижениям в соответствии с назначенным режимом двигательной активности.

§ Обеспечить своевременное кормление, осуществление фи­зиологических отправлений, выполнение гигиенических процедур.

§ Все необходимые пациенту предметы расположить в мес­тах, легко ему доступных.

§ В палатах и всех помещениях, которыми пользуются такие пациенты, должно быть включено ночное освещение.

§ Рационально оборудовать и поддерживать порядок в по­мещениях и коридорах (пациент может упасть, спо­ткнувшись о мебель, оборудование, шнур электропровода и т.д.).

§ Исключить передвижение пациентов по мокрому скользко­му полу.

§ Использовать мебель, оснащенную специальными поруч­нями и защитными ограждениями, приспособления, об­легчающие передвижения: ходунки, трости, костыли, ка­талки).

§ Над кроватью пациента с высоким риском падений и травм или на двери его палаты повесить специальную табличку.

Снижение риска возможных травм у пациентов обеспечивается путем особой конструкции лестниц, расположением кабинетов, ис­пользованием специальных покрытий для пола, перил вдоль стен палат и коридоров, современного санитар но-технического оборудо­вания и даже особой окраски помещений, лестниц и коридоров в современных ЛПУ.

Возможные проблемы обездвиженного пациента

— риск появления пролежней,

— риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких),

— риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирования мочевых путей),

— риск запоров,

— риск снижения аппетита,

— риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц),

— риск травмы в результате падения,

— риск нарушения сна,

— риск дефицита личной гигиены,

— риск дефицита общения.

Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.

При любом из назначенных режимов двигательной активности медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворе­ния его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра мо­жет:

§ выполнить необходимые действия за пациента;

§ обучить пациента новому способу удовлетворения своих по­требностей, то есть — новому образу жизни;

§ создать условия для того, чтобы пациент самостоятельно мог удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адаптации, высоко­го качества жизни в болезни.

Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назна­ченный ему двигательный режим и задача медсестры — адаптиро­вать пациента к этому более активному режиму.

В условиях стационара медсестре часто приходится осуществ­лять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребно­сти «двигаться».

Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестрин­ском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограни­чивает двигательную активность врач, который стремится предот­вратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.

В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает определенный режим двигательной активности.

Обеспечить выполнение назначенного режима задача

медицинской сестры.

_________________________________________________

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические факторы риска;

2) химические факторы риска;

3) биологические факторы риска;

4) психологические факторы риска.

Физические факторы риска в ЛПУ дл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.